Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление Новые миссии и противники

Рассказ о том, почему в засаде теперь посидеть точно не получится

Отправить

Попила немало крови у любителей «засадного» стиля игры - таймеры и задания с особыми условиями просто не давали возможности использовать «Наблюдение» как универсальную тактику на все случаи жизни. И в дополнении разработчики продолжили гнуть свою линию, только сделали это более изящно и масштабно.

Первое, что стоит знать о , это то, что перед нами не стандартное DLC, которое «прикручивают» к игре в конце или сбоку. Подобно для первой части, «Война Избранных» встраивается в структуру базовой игры, добавляя в нее новые геймплейные механики, контент и расширяя сюжет за счет побочных линий. А еще дополнение делает игру... нет, не более сложной в обычном понимании этого слова. Скорее она становится требовательней к геймеру и перестает прощать даже незначительные ошибки, взамен давая существенно расширенный набор возможностей.


Ключевым изменением стали вынесенные в заголовок дополнения «Избранные» - элитные инопланетные командующие, посланные старейшинами для урезонивания распоясавшегося сопротивления XCOM. Они, поделив между собой контроль над глобальной картой, ведут охоту на Командующего (т.е. вас), собирая данные, подстраивая пакости Сопротивлению и подготавливая атаки на «Мститель». А главное - Избранный может появится на поле сражения в любой операции XCOM, которая проводится на подконтрольной ему территории. Что, понятное дело, резко осложняет жизнь бойцам игрока, ведь помимо выполнения основной задачи им приходится отбиваться от нападений шустрого босса с кучей навыков. И даже победа над ним конца безобразию не положит: злодей отступит в свой штаб, залижет раны и начтет все по новой. Единственный способ окончательно избавиться от Избранного - уничтожить его штаб, найти который можно при помощи взаимодействия с новыми фракциями Сопротивления.

Фракций этих три (Жнецы, Заступники и Храмовники), и они стали основой новых возможностей дополнения. Во-первых, фракции поставляют в ряды XCOM новые классы бойцов с собственными навыками и стилями ведения боя. Во-вторых, совместно с Сопротивлением проводятся «Секретные операции» - специальные задания в текстовом формате, на которые можно отправить своих бойцов, инженеров и ученых для собора данных об Избранных или для получения ценных ресурсов. Наконец, по мере роста влияния на фракции сопротивления, открывается доступ к «Приказам» - местному аналогу перков, дающих бонусы как на глобальной карте, так и в ходе боевых операций.




Появилось в War of the Chosen и несколько новых типов врагов, особое место среди которых занимают «Странники» - тщедушные зомби, населяющие заброшенные города. Они способны атаковать только в ближнем бою и не имеют особых способностей, но прут нескончаемой толпой, стимулируя игрока к активным, но аккуратным действиям. Прикончив странника, боец получает дополнительное очко действия, благодаря чему можно эффективно мочить многочисленные орды зомби. С другой стороны, звуки боя (а особенно - взрывы) привлекают все новых Странников, да и их уничтожение не бывает целью миссии - вам все еще надо что-нибудь захватить, кого-нибудь замочить и куда-нибудь пробраться. Поэтому отсидеться на «Наблюдении» опять-таки не получится: нужно двигаться, рисковать, придумывать новые тактики.

Бойцы научились уставать - побывав на нескольких заданиях подряд, даже не получивший ранений солдат начнет получать штрафы к характеристикам и становится склонным к панике. Поэтому одним набором бойцов играть не выйдет - им периодически нужно давать время на восстановление сил. Зато теперь воины умеют формировать взаимосвязи: после нескольких успешных операций они могут стать напарниками, а действия в связке сделают их эффективней. Чем крепче связь - тем выше получаемые от нее бонусы. Но если один из напарников погибнет, второй может и пригорюниться сильно.



Помимо вышеозначенных нововведений, в , естественно, появились новые типы локаций, технологий, оружия и брони. К ученым иногда стало приходить вдохновение (исследование какой-нибудь технологии может идти быстрей, если начать его когда ваших подопечных озарит), а генератор локаций больше тяготеет к созданию многоуровневых локаций. И, наконец, по субъективным ощущениям игра стала быстрей загружаться и работать немного стабильней - мелочь, а приятно. Еще бы кинематографической камере мозги вправили...

Привнесла в еще много мелких изменений и улучшений (новые типы миссий и режим испытаний, к примеру), о которых не стоит рассказывать подробно. Но все они созданы ради одной цели - сделать игру более разнообразной, динамичной и требовательной к игроку, дав ему при этом множество новых инструментов. Лучше всего допонение описывается словом «больше». Больше задач, больше возможностей, больше драйва. Но и больше шансов продуть бой и всю кампанию, приняв парочку неверных решений. И это очень правильный вектор развития игры.

Если вам по какой-то причине казалось, что у оригинальной XCOM 2 есть проблемы со сложностью, то лучше вам не запускать War of the Chosen. Это дополнение лишний раз напоминает - Земля больше не ваша. Доказывать инопланетянам, что они не правы, конечно же, можно и даже нужно, вот только теперь делать это будет гораздо сложнее. И интереснее!

При создании War of the Chosen разработчики из Firaxis учли все, на что жаловались игроки в :

    Мало событий на глобальной карте? Пожалуйста, теперь много. Враги быстро становятся предсказуемыми? Тогда вот вам вражеские суперсолдаты, готовые в момент стереть XCOM в порошок. Маловато типов заданий? Сделали больше! Бесит таймер? Не вопрос - на него теперь можно воздействовать, так что он перестанет мешаться.

Одним словом, поправили все ключевые косяки оригинала.


Но одна из самых важных вещей дополнения - те самые Избранные. Это три чрезвычайно мощных противника, которым за поимку командира XCOM положена награда - власть над Землей. Разумеется, делиться никто не хочет, и поэтому каждый из них обособленно включается в гонку за обладание целой планетой.

Для XCOM же эта гонка оборачивается чудовищной головной болью - Избранные используют разные методы борьбы, ни один из которых, разумеется, не предполагает честного сражения: саботажи, диверсии, точечное уничтожение ваших лучших агентов - будьте готовы к грязной игре.


И учтите, Избранные - это вам не тупые противники-боссы, как в дополнении Alien Hunters. Они настоящие личности со своими особенностями, со своей манерой поведения. А еще, в отличие от своих «коллег», они не горят страстным желанием нарушать правила игры, совершая сразу по десятку ходов на один ваш. Зато они будут постоянно комментировать ваши действия, рассуждать о том, насколько же плохо ваши солдаты тренированы, и предлагать сдаться в плен всем составом после каждого промаха.

Разработчики проделали титанический труд и записали для Избранных столько реплик, что у меня пришельцы в своих угрозах не повторились ни разу за все прохождение.

Если же докапываться до сути, то окажется, что Избранные - это улучшенные бойцы XCOM: рейнджер, снайпер и псионик. К счастью, друг с другом они не в ладах, поэтому отбиваться придется максимум от одного Избранного за раз. Иначе у нас вообще не было бы шансов.


Избранные случайным образом появляются на миссиях, вынуждая игроков налету пересматривать тактику. И, разумеется, у каждого Избранного своя стратегия и свои особенности. Убийца носится по карте, машет своим мечом и вырубает ваших бойцов точечными ударами. Охотник сидит где-нибудь в уголке карты, выцеливая ваших бойцов. Варлок же предпочитает держаться на средней дистанции, и проблем от него куда больше, чем от Убийцы и Охотника вместе взятых - в основном потому, что он псионик. Один раз из-за его умений мне пришлось просидеть на миссии более шестидесяти ходов.


А главное - вы никогда не угадаете, придет ли к вам на миссию Избранный. Рядовой рейд за материалами в любой момент может превратиться в прогулку по аду из-за вторгнувшегося Избранного. Самое веселье в том, что они появляются на миссиях не сразу, а спустя пару-тройку ходов, когда вы уже расслабились и не ждете подвоха.

Конечно, со временем к таким фокусам вы будете готовы заранее в каждом сражении, но поначалу нервы игра вам все же потреплет.



И если вам мало того факта, что Избранные гадят вам на заданиях, то пожалуйста - гадят они еще и на глобальной карте. Причем по-всякому - то урежут доход с какого-нибудь региона, то залезут на «Авенджер» и попытаются совершить саботаж, то вообще попробуют уронить ваш корабль и начать наземную операцию по захвату летающего штаба XCOM.

К счастью, всем этим трюкам Избранные обучаются постепенно. Чтобы начать саботировать ваши коммуникации, им сначала нужно добыть необходимую информацию, а заодно поднять себе уровень. Чем больше они знают, и чем выше их уровень, тем выше шанс того, что ваш «Авенджер» внезапно рухнет посреди пустыни Сахара. Ну, или помидоры из холодильника внезапно исчезнут - тут уж как повезет.

Но кое-что у своих предшественников из Alien Hunters Избранные переняли. Например, кучу занятного барахла, которое остается после окончательной победы над одним из негодяев. И если оружие Варлока ничего интересного из себя не представляет, то вот снайперская винтовка Охотника и дробовик с катаной Убийцы претендуют на звание самого «перекаченного» оружия в игре. Хорошо хоть существуют они в единственном экземпляре!

Единственное, что омрачает все это великолепие - халатное исполнение финальных этапов противостояния с Избранными. Решающая битва с каждым из них протекает в одних и тех же декорациях и с одними и теми же условиями, а после победы над всеми тремя вы не то что ролика - даже кат-сценки не увидите. Право слово, Firaxis, можно было и лучше.



Еще разработчики наконец-то вспомнили, что у них игра не про то, как государственная организация борется с инопланетянами, а про кучку высокотехнологичных партизан, пытающихся отбить свой мир обратно.

Теперь «Адвент» постоянно вещает по радио и телевидению, сообщая об очередной злодейской атаке «террористов из XCOM, которые мешают миру». Повсюду висят агитационные плакаты тех самых «террористов». Денег и ресурсов из-за действий Избранных вечно не хватает. А главное - ваша организация оказывается далеко не единственной.

Помимо XCOM с пришельцами сражаются еще целых три фракции: Жнецы, Заступники и Храмовники, причем каждая организация, как водится, со своими тараканами. Первые - простые люди, которые полны решимости отвоевать свой дом любыми методами. Вторые - отщепенцы «Адвента», желающие отомстить своим создателям за все и сразу. Ну и третьи - псионики, они вроде бы сидят тише воды, однако прекрасно понимают войну и готовы помочь вам выгнать пришельцев с Земли куда подальше.


Новые фракции привносят с собой сразу несколько важных вещей. Первая - система приказов. С началом каждого нового месяца вы можете выбрать до девяти уникальных модификаторов, которые будут влиять вообще на все - на «Авенджер», на мир вокруг, на ваших солдат, на врагов. Выбирать есть из чего, причем часть приказов поначалу кажется откровенной имбой. Скажем, приказ, который «замораживает» таймер задания до тех пор, пока ваши бойцы не потеряют маскировку. Или моментальный контакт с тем или иным регионом на карте. Ну или совершенно халявный новобранец, которого вам выдают дополнительным юнитом в начале задания - он даже остается у вас после завершения миссии!

Вторая важная вещь - секретные операции, помогающие еще сильнее погрузиться в атмосферу партизанской войны. Суть максимально простая - вы выбираете нужное вам задание, например, саботаж проекта «Аватар» и назначаете на него бойцов. Те какое-то время отсутствуют, а затем возвращаются с отчетом, получив немного опыта и то, за чем они ходили. Принцип хорошо знакомый по многим-многим другим играм, но работающий.


Также у нас есть сразу три новых класса, и они неплохо вписываются в существующую схему. Вот, например, Жнецы. Они снайперы, но при этом у них нет дополнительных умений, связанных с пистолетами, зато есть навыки, улучшающие взрывчатку. По сути, они не столько снайперы, сколько настоящие диверсанты - у них даже режим маскировки работает «по-своему».

Главная задача Жнецов на поле боя - быстро добегать до ключевых объектов в «инвизе» и выносить их, пока остальная группа где-то там сражается, отвлекая на себя внимание. Они же могут заниматься «сколом» брони у противников и минированием местности. В общем, если вам казалось, что в XCOM 2 слишком дурацкий стелс, то Жнецы вам точно понравятся. Жаль только, что в сравнении с обычными снайперами у них очень скромный урон.

Заступники - это рейнджеры, только не с дробовиками, а с автоматами. Они быстро перемещаются по карте благодаря своим крюкам-кошкам, неплохо сражаются в ближнем бою и могут притягивать к себе гуманоидных врагов.

Но есть проблема. Те же Жнецы практически незаменимы на миссиях, где требуются незаметные действия. А вот для Заступников своей однозначной ниши нет.

Да, они могут выполнять работу рейнджеров, но их урон гораздо ниже, чем у обычных бойцов XCOM. Да, крюк-кошка и возможность выстрелить дважды за ход делают их интересными бойцами, но не более того. С другой стороны это, наверное, и хорошо - зачем плодить имбалансные классы?

Храмовники - тоже похожи на рейнджеров, только уже с перекосом в псионику. Опять же, по сравнению с обычными рейнджерами у них не столь высокий урон, зато они могут увеличивать его с помощью очков концентрации, которые выдаются за избиение вражеских войск.

Помимо своих пси-лезвий Храмовники примечательны интересным набором способностей. Например, они могут ставить стены из энергии. Или усиливать «входящий» урон по противнику. Но самое крутое - способность поменяться с врагом или союзником местами. Грамотно используя умения Храмовника можно добиться многого, главное - следить за концентрацией, потому что без нее Храмовники не могут почти ничего.



Поначалу может показаться, что новые бойцы куда сильнее старых. Это не так. По мере улучшения оружия они все сильнее отстают в плане наносимого урона, но компенсируют это собственными умениями - вот главное отличие трех новых классов от уже знакомых. Если у бойцов XCOM строго линейное древо развития, то у новичков этих навыков огромный список, плюс можно взять что-нибудь из уже привычных перков стандартных классов.

Тут же следует отметить и приятное нововведение - ваши бойцы теперь не ограничены выбором из двух умений на уровне. Если построить специальную комнату на «Авенджере», вы сможете докупать бойцам дополнительные навыки. Выучить можно хоть оба древа сразу - лишь бы очков навыков хватило. Они, в свою очередь, делятся на два вида - индивидуальные очки бойца, и общий пул очков XCOM, которые выдаются за различные «успешные действия» в бою.


А еще теперь бойцы могут объединяться в тактические двойки, что добавляет динамики сражениям. У таких товарищей в бою есть весомые преимущества - они могут подбадривать друг друга, снимая негативные эффекты, могут дать дополнительный ход, или даже одновременно стрелять по одной цели, тратя только одно действие. Звучит так себе, но на заданиях это очень помогает.

Кстати, о заданиях. Firaxis добавили новые типы миссий, новые карты и новых врагов. Огнеметчики в определенный момент становятся просто живыми бомбами посреди вражьего отряда, призраки - очень занудной помехой, которую лучше побыстрее вырезать чем угодно, а вот странники, аналоги зомби, внезапно раскрывают игру с новой стороны.

Миссии, которые казались мне самыми скучными, с появлением странников превратились в кладезь тактических маневров и решений, которые, увы, нереально провернуть на других заданиях. Дело в том, что странники реагируют на звуки, и их легко привлечь взрывом. А еще «Адвент» тоже воюет с полчищами зомби. Дело остается за малым - натравить врагов друг на друга, и, потирая лапки, смотреть кто кого вырежет.


Ну, а после сражений можно откинуться в кресле и заняться знакомым всем фанатам RPG делом - залипнуть в конструкторе. Только не персонажей, а плакатов, которые затем появятся на локациях. Можно от этого и отмахнуться, конечно, положившись на автоматический генератор, но разве так поступают партизаны? Куда веселее самому сидеть по полчаса над каждым листочком, подбирая идеальные позы для солдат и фон для них.

Война с пришельцами? Пффф, погодите - у нас тут фотосессия.

Firaxis не врали, когда говорили о том, что в War of the Chosen контента столько, что хватило бы на полноценную третью часть. Да, сюжет с Избранными вышел немного скомканным, но он все равно раскрывает новые детали этого безумного мира и наводит на определенные мысли (спойлеров не будет!). Новые механики без шума и пыли «встали» в каркас оригинальной игры, ничего не погнув - теперь просто не понимаешь, как раньше играл в XCOM без них. Игра на глазах стала сложнее, комплекснее и интереснее, хотя, казалось бы, куда же еще. Здорово же?

После серии небольших DLC разработчики Firaxis Games выпустили настоящее дополнение - большое, сложное и проработанное до мелочей. И с ним отличная игра XCOM 2 стала поистине великолепной.

Релиз сиквела в 2016 году стал одним из самых главных событий для любителей пошаговой тактики. Игра получила множество наград и по версии многих изданий стала лучшей пошаговой игрой года. И даже не потому что жанр в последние лет пять напоминает что-то вроде заброшенного городка с перекати-полем - XCOM 2 была реально классной.

Фракции Сопротивления

Аддон XCOM 2: War of the Chosen устанавливается поверх оригинала и перерабатывает практически все имеющиеся в нем механики, а также добавляет новые.


Прежде всего это абсолютно новая система фракций. Если раньше бой с инопланетными захватчиками вели исключительно бойцы XCOM, которым изредка помогали разрозненные силы повстанцев, то теперь на многострадальной планетке появились три новые силы - Жнецы, Заступники и Храмовники.

У каждой из этих группировок есть своя четко прописанная история. Например, Жнецы - это наиболее радикальные из повстанцев под началом русского ксенофоба по кличке «Волк». Они полностью отрицают использование инопланетных технологий и воюют по старинке - собираются в партизанские отряды и устраивают диверсии с СВД наперевес.

Еще одна фракция - Заступники - представляет собой «забракованный» отряд «Адвента», который восстал против Старейшин (это самые главные у пришельцев) и решил мстить им за то, что они превратили их из людей в гибридов.

Фракции харизматичные и по-своему уникальные, но вот незадача - все они ненавидят друг друга, а потому использовать возможности всех сразу будет трудно. Да и не особо-то они горят желанием сотрудничать с XCOM, ведь эта организация уже один раз проиграла войну.

Чтобы склонить их к сотрудничеству и возможно даже помирить между собой, придется выполнять новые миссии, оказывать поддержку во время нападений «Адвента» и вообще помогать любыми способами. Наградой за поддержку станут новые бойцы - по одному новому классу на каждую фракцию.

Брошенные города и Странники

С приходом фракционной механики появились и новые задания и даже полностью новый тип карт - брошенные города. Они стали первой целью пришельцев еще в первой части, и за годы биологических атак людей в них уже не осталось, только странные зеленые наросты повсюду и толпы безумных человеческих оболочек.

Последние в игре именуются Странниками, на деле это самые обычные зомби. В отличие от всех остальных врагов в XCOM 2, Странники берут числом, нападая группами по 5-8 особей. Они довольно быстрые, но атакуют только вблизи, поэтому главной задачей при встрече с ними становится правильная логистика. Если персонажа окружат, то он, считай, труп.

Чтобы наиболее правдоподобно отобразить всю «зомбоидную» сущность Странников, девелоперы даже изменили боевую систему. Если член отряда убивает зомби своим основным оружием, то он получает еще одно очко действия.

Его можно потратить на тактическое отступление или сделать еще один выстрел. Таким образом, за один ход персонаж может убить целую кучу врагов, если, конечно, у него достаточно патронов.

Избранные и глобальная карта

В то время как люди перевооружаются и организуются в мощное Сопротивление, инопланетяне тоже постоянно развивают свою военную доктрину. В XCOM 2: War of the Chosen были введены особые противники - Избранные.

Всего их три штуки, и каждый представляет собой очень сильного босса, который всеми силами стремится уничтожить «Мститель» (мобильную базу игрока) и весь его персонал. Старейшины пообещали подарить всю Землю тому, кто сделает это первым, так что это действительно серьезный повод для волнения.

Каждый Избранный контролирует определенный регион на карте. Каждый раз, когда игрок начинает выполнять там задание, есть шанс, что Избранный лично посетит поле боя. Убить его обычным способом нельзя, а он, напротив, запросто может перебить весь отряд.

Более того, по ходу выполнения задания Избранный может похитить наиболее ценного бойца.

Чтобы вернуть его в строй, придется провести спасательную операцию. Именно так разработчики решили заставить игрока развивать разных бойцов, а не только основной состав.

Для победы над Избранными нужно выполнять миссии в их регионах и постепенно собирать разведданные. Тогда можно выявить их слабые стороны и в конечном итоге дать решающий бой!

Новые миссии и противники

Еще на выходе XCOM 2 многие люди ругались на большое количество заданий с ограничением по времени. Их действительно было многовато, но мотивация разработчиков понятна: так они хотели заставить игроков проявлять больше инициативы при выполнении миссий, а не ловить врагов на «овервотче».

Впрочем, критику Firaxis приняли и постарались исправиться. В War of the Chosen появились новые задания, и среди них много таких, которые дают возможность поиграться подольше, без постоянной спешки.

Вместе с этим в ряды «Адвента» влились новые виды противников. Всего их три - призрак, чистильщик и жрец. Первый действует скрытно и создает иллюзии, второй выжигает локации и заодно ребят XCOM напалмом, а третий вовсю использует пси-способности - вгоняет бойцов игрока в стазис, устраивает ментальные атаки и так далее.

Другие изменения

Все описанное выше - это лишь вершина айсберга, самые основные нововведения.

Их очень много, полностью и не перечислишь. Но мы все-таки попробуем:

  • Полный ребаланс всего оружия с учетом нового снаряжения и классов;
  • Система развития социальных связей между бойцами: при удачных совместных вылетах люди формируют боевые связки и эффективнее действуют в паре;
  • Для разнообразия многие миссии получают уникальные модификаторы SITREP , которые могут давать бонусы или усложнять прохождение;
  • Соревновательный режим испытаний сообщества: нужно проходить заранее спроектированные задания и стараться получить наилучший результат;
  • Ручное создание «памятных» плакатов с оперативниками: можно настроить целую кучу опций от поз до гарнитуры шрифта.
  • Практический смысл, правда, отсутствует.
  • Доведенная до ума техническая часть : разработчики уже исправили все проблемы оригинала, так что теперь игра действительно соответствует своим системным требованиям.

Наверняка что-то забыли, но, короче говоря, War of the Chosen - это очень большое дополнение.

Убийца холодных вечеров

War of the Chosen - это отличный повод вернуться на поля сражений XCOM 2 и вновь провести в этой замечательной игре несколько десятков холодных вечеров.

Или не очень холодных, ведь играть в обновленную пошаговую стратегию от Firaxis Games ну очень интересно.

Разработчики действительно «перелопатили» практически все аспекты игры и дополнили их новыми элементами. Благодаря этому повторные прохождения становятся еще более непредсказуемыми и уникальными, а простор для «хардкора» никогда не был таким широким.

Компания Firaxis продолжает славную традицию по выпуску объемных дополнений. DLC, в достаточно большом количестве вышедшие для XCOM 2 за полтора года после ее релиза, вполне ожидаемо не добавили в игру ничего, что сподвигло бы меня проходить ее снова. Нет, конечно, кто-то наверняка постоянно штурмует новые высоты в плане уровней сложности и получения самых редких достижений, но по-настоящему XCOM 2 изменилась лишь несколько дней назад – с выходом аддона War of the Chosen.

Теперь у нас есть три новых врага – те самые Избранные из названия игры, любой из которых может выскочить как черт из табакерки почти в любой случайной миссии. К счастью, высокомерные и весьма болтливые инопланетяне не кооперируются друг с другом или с тройкой уродов из Alien Hunters. Или же к сожалению… В любом случае, подлецов просто так убить нельзя: они обязательно будут возвращаться снова и снова, пока вы не возьмете штурмом их личные цитадели.

Злодеи получились любопытные, хотя на фоне «королевских» монстров они не выглядят особенно страшными. Одна из них предпочитает ближний бой, второй – псионик, третий же может стрелять из снайперской винтовки почти через всю карту. Другое дело, что он заранее указывает свою цель и зону поражения, так что если из нее убраться до конца хода, то ничего страшного он вам точно не сделает. И все они действуют примерно в таком ключе: вроде и солидные ребята с большим количеством сильных сторон (например, защита от взрывов) и малым – слабых, но некоторые их уловки уж слишком легко обходятся. Да и крепости их меня откровенно опечалили: все три боя с «боссами» проходили в похожих условиях и примерно по одному сценарию, разве что каждый следующий был чуть легче из-за того, что мои бойцы были опытнее и лучше экипированы. В том числе превосходным оружием уже побежденных Избранных.


Впрочем, игнорировать трио злодеев в любом случае не получится, потому что они вредят не только «в поле», но и на глобальной карте. Для противодействия им в игре появились три фракции Сопротивления, каждая из которых позволит выследить соответствующего «босса», выполнит специальные приказы (читай: одарит бонусами) и поделится собственными рекрутами, наделенными уникальными наборами умений, открываемых за специальные очки.

Жнецы, например, специалисты по скрытным операциям: они могут даже убить инопланетянина и все равно остаться замаскированными. Этот вопрос, правда, вполне в духе XCOM решается случайным образом, поэтому выстраивать на базе этой особенности тактику довольно опасно. Еще у нас есть перебежчики из «Адвента», которые по умолчанию стреляют два раза за ход, притягивают врагов к себе и т.п. Особенно забавной получилась группировка псиоников: эти после удара в ближнем бою получают дополнительное действие для того, чтобы убежать в укрытие. Вот бы рейнджерам так!


Теперь освободительная война ведется еще и на экране спецопераций, которые проходят без вашего участия, но сильно влияют на игровой процесс. Награды за успех бывают самые разные: повышение бойца в звании (отличный способ прокачки оперативников, засидевшихся на скамейке запасных), улучшение характеристики, ресурсы, найм новых сотрудников, снижение прогресса проекта «Аватар»… Того самого, из оригинальной XCOM 2: сюжетную-то линию дополнение не меняет. В общем, выгода от таких вылазок, которые проходят без участия игрока, очевидна.

Но возможны и осечки – тогда придется лично эвакуировать солдат (обычно – 2-3 человека) из зоны, в которую постоянно прибывают подкрепления противника. Это лишь один из нескольких новых типов заданий, появление которых оживило кампанию XCOM 2. Есть тут и операции по вызволению пленных бойцов из тюрем инопланетян, которые можно пройти без единого выстрела. Но больше всего разнообразия внесли не новые цели миссий и не оригинальные декорации: честно говоря, локации, состоящие исключительно из подземных тоннелей – сомнительное нововведение, потому как все подобные операции выглядят одинаково, а в окружении даже глазу не за что зацепиться. Нет, главные звезды дополнения после Избранных – странники.


В рядах инопланетян и их марионеток из «Адвента» тоже есть новобранцы: пехотинец-псионик, пехотинец-огнеметчик (советую добивать его издалека) и назойливое существо, которое умеет создавать копию вашего подопечного, одновременно выводя его из игры. Но все это не сказать, чтобы особенно необычно, а вот странники – совсем другое дело. Так называются похожие на зомби монстры, которые обитают в опустошенных захватчиками городах. Они выглядят как зомби, реагируют на происходящее на карте как зомби, атакуют только в ближнем бою как зомби и даже ходят преимущественно толпами. Как зомби. Но называются странниками.

Подвох в том, что эти твари в некоторых миссиях будут появляться в огромных количествах. Взорвали гранату? Странники услышат и прибегут. Устроили шумную перестрелку с «Адвентом»? Вот уже и орда странников выруливает из-за угла. Политических предпочтений у этих ребят нет в принципе, поэтому они с удовольствием бьют как ваших солдат, так и инопланетных. Еще один важный момент: если пристрелить «ходячего», то вы получите дополнительное действие. Сделано это, очевидно, для того, чтобы отряд мог расчищать забитые мертвяками улицы и здания, потому что странников тут бывает не просто много, а невероятно много. Жаль, что подкрепления у них появляются каким-то уж очень халтурным образом: иногда они возникают на ровном месте буквально из воздуха.


В целом, War of the Chosen вносит множество правок в XCOM 2, даром что далеко не каждую из них можно назвать важной. Скажем, дружеские отношения между оперативниками мне не кажутся особенно полезными. А вот усталость бойцов по-настоящему влияет на ход освобождения Земли, потому что любимчиков брать на каждое задание теперь едва ли получится. Или другая мелочь: помните акции устрашения несогласных? Теперь на некоторых из них мирных граждан бывает больше, но их прикрывают управляемые ИИ сопротивленцы. Вопреки всем ожиданиям, «пушечное мясо» на самом деле бывает довольно полезно.

И пускай даже краткое описание ключевых изменений, вносимых в оригинальную XCOM 2 дополнением, занимает пару страниц текста, War of the Chosen – это отличный, но все-таки аддон. С ним XCOM 2 разрастается вширь, но не в ввысь или, если угодно, вглубь. XCOM 2 – это постоянные миссии с таймерами. По ощущениям их стало меньше, но на деле даже на тех операциях, где нет счетчика ходов, вас будут подгонять, скажем, толпами странников. XCOM 2 – это забавные решения ИИ, из-за которых солдат пробежке по прямой линии порой предпочитает забраться на крышу соседнего здания, чтобы через пару метров спрыгнуть с нее. Или тяжелые механические враги, разрушающие объекты, которые им поручили патрулировать. XCOM 2 – это вездесущий генератор случайных чисел и очень малое количество сюжетных заданий. После победы над всеми Избранными вы кроме их вещичек ничего толком и не получите. Дескать, избавились от угрозы – и ладно.


Новые классы хороши, вот только лично я заканчивал кампанию с проверенными десятками часов битв солдатами, а не с представителями экзотических группировок. Пройти XCOM 2 еще раз было приятно: в стратегическом режиме забот значительно прибавилось, да и в сражениях появились новые переменные. Но у меня не было ощущения, что я запустил совершенно новую игру. Поймите меня правильно: отличный аддон и должен как следует раздвигать рамки привычного по оригинальной игре. Но – не более того. Лично мне отдельные особенности Enemy Within нравились намного больше Избранных или фракций сопротивления, но в целом War of the Chosen заметно масштабнее дополнения к первой XCOM. Кстати, сама XCOM 2 стала резвее, а загрузки занимают меньше времени. Чья это заслуга – патча, какого-то DLC или аддона? Не знаю. Мелочь, а приятно.

Играя в XCOM 2, вы могли задаться вопросом: каким образом сопротивление вообще выживало до тех пор, пока за дело не взялись вы? Прилетая отбивать нападение пришельцев на очередную базу повстанцев, вы видели лишь кучки напуганных людей. Дополнение War of the Chosen наконец-то отвечает на этот вопрос. Впрочем, не только на этот.

War of the Chosen - первое серьезное дополнение для XCOM 2. Пред ыдущие скорее были косметическими расширениями, незначительно влиявшими на игру. Да, появились Повелители, вносившие определенный сумбур в происходящее. Да, в команду можно было взять было огромного робота. Но те дополнения не давали той глубины, которая нужна была игре. Несмотря на процедурно генерируемые задания, разнообразием DLC не отличались и довольно быстро приедались. Особенно в том случае, если вы не торопили события, выполняя все сюжетные миссии еще до получения плазменных винтовок. War of the Chosen во многом это изменила. Не добавив новых заданий или отдельную мини-кампанию, новое DLC , тем не менее, воплотило те идеи, которые должны были присутствовать в игре с самого начала.

Разумеется, XCOM 2 и раньше была замечательной, но иногда создавалось ощущение, что многое осталось за кадром. Не хватало персонализации врагов - вы сражались с безликой массой инопланетян, захвативших планету. Даже лидеры пришельцев не обладали какой-либо вменяемой личностью, представляя собой универсальное зло, которое можно уничтожать без каких-либо эмоций.

Теперь же вам придется сражаться с Избранными - чемпионами вторжения, каждый из которых обладает запоминающимся лицом и поведением. Всего их три, и каждый из них обладает уникальной специализацией. Убийца - это вариация злобного рейнджера, Чародей - очень мощный псионик, а Охотник - снайпер, которому позавидовал бы и Дэдшот. Избранные разделили планету на зоны влияния, и периодически они будут мешать вам выполнять задания. По сути, это развитие Повелителей из Alien Hunters , только более сбалансированное. Избранные не ходят после каждого вашего действия и не обладают титаническим здоровьем Повелителей. Но это не значит, что их не стоит бояться. Главная их сила - способность к адаптации. На каждый бой они выходят более опытными , с новым набором сильных сторон.

Врагу в XCOM 2 очень не хватало персонал изации, и Избранные решили эту проблему. Теперь вы сражаетесь не абстрактным злом, а со вполне конкретными противниками.

Кроме того, окончательно уничтожить Избранных в открытом бою невозможно. Для этого нужно найти крепость, в которой находится воскрешающая камера - только в этом случае вы сможете вывести их из игры. Кстат и, в игре есть немало заданий, где появление еще одного врага (особенно такого сильного) заставит вас похоронить половину отряда минимум. Кроме возможности испортить вам жизнь на заданиях, Избранные будут сражаться с вами и на глобальной карте, лишая ресурсов или охотясь за вашей воздушной базой. Скучать точно не придется.

Но в борьбе с новой угрозой вы не останетесь одинокими. Оказывается, сражаетесь с пришельцами не только вы, но и три группы сопротивления, у каждой из которых есть свои цели и задания. Установив с ними контакт в ходе специальной миссии, вы получите их чемпионов и сопутствующие бонусы. Среди них есть жнецы - лучшие снайперы сопротивления, заступники - бывшие солдаты ADVENT , способные атаковать два раза, и храмовники - псионики, любящие ближний бой.

Развиваются их воины, правда, немного иначе. У них больше специализаций, и вам не придется выбирать из пары вариантов. Но при этом нельзя сказать, что они обладают какой-то ультимативной силой, будучи способными уничтожать сектоподов одним взглядом. На длинной дистанции они выглядят даже чуть слабее, чем обычные солдаты, которые все равно будут составлять костяк боевых операций. Новые герои добавят вам лишь гибкости в тактическом планировании.

War of the Chosen - еще более крупное дополнение, чем Enemy Within для оригинальной XCOM . Помимо новых механик, здесь вы найдете десятки мелких исправлений и новинок.

Тактическое планирование в игре стало очень важным. Новые Dark Events могут серьезно испортить вам жизнь. Например, у врагов могут появиться патроны, вызывающие сильное кровотечение. Без большого количества специалистов не обойтись. War of the Chosen заставляет вас уделять намного больше внимания формированию команды. Во многом этому способствует и механика дружеских связей среди ваших солдат. Так, ветераны, часто сражающиеся бок о бок, могут получить специальные перки, если будут отправляться на миссии вместе. Но это имеет и обратную сторону - если кто-то из них погибнет, другой может стать неуправляемым, проявляя злость и активируя умения, которые вам не нужны.

Не последнюю роль играют задания в покинутых городах, захваченных так называемыми «потерянными», своеобразными зомби. Нападают они всегда толпами и способны окружить ваш отряд довольно быстро, доставляя определенные проблемы. Но если ваш солдат попадет «потерянному» прямо в голову, он получит возможность произвести еще одно действие. Благодаря этому «потерянных» можно уничтожать десятками, и уже после середины игры это превращается в обычную резню. Нужно лишь следить за количеством патронов и стараться получить возможность бесплатной перезарядки. Также важно понимать, что особенно хорошо против «потерянных» работают снайперы с упором в пистолетный бой и гренадеры со способностями цепных или конусных выстрелов. Вот только гранаты лучше не использовать - они только привлекут новых зомби. Чуть менее эффективны против них специалисты, рейнджеры и роботы SPARK . Это нужно учитывать при наборе команды.

Появились и новые локации, которые несколько разнообразят стандартную сельскую и городскую местности. Понимая необходимость заполнить новые карты новыми противниками, разработчики добавили в War of the Chosen возможность встретить ранее скрывавшихся солдат повелителей Земли. Можем лишь посоветовать запастись защитой от псионики и огня. И выдержкой. Потому что в войне с Избранными она вам точно понадобится.

Loading...Loading...