Герб саха. Герб Республики Саха (Якутия)

Слово «герб» пришло к нам из немецкого языка. Означает оно – наследие, нечто передающееся из поколение в поколение и, в конце концов, прочно связанное с человеком, родом или страной.

Герб республики Саха (Якутии) связан аж с 6-8 веком нашей эры. В его центре лаконичный и по-своему изящный всадник – с древнего наскального изображения, обнаруженного ещё в 1745 г. у деревни Шишкино на берегу реки Лены.

Считается, что писанцы, именно такое название получили рисунки, оставили предки якутов — курыканы , которые населяли эти земли с глубокой древности, но, впоследствии, были вытесненные более сильными соседями. В руках всадник держит знамя – символ сплоченности племен и их могущества. «У всех азиатских народов, - отмечал исследователь шишкинских писаниц академик Алексей Окладников , - знамя имело значение священного талисмана, «фетиша» племенного объединения, вокруг которого концентрировались все члены данного этноса».

Силуэт наездника выполнен в ярко-красном цвете. С одной стороны, сохранено соответствие оригиналу, с другой, в геральдической символике этот тон обозначает мужество, отвагу и готовность противостоять любому врагу. Три косицы знамени олицетворяют единение всех народов, населяющих республику.

Всадник изображен на традиционном для Востока круглом щите. Скачет он на фоне серебряного (достаток и изобилие) солнечного диска, обрамленного широкой синей (верность, надежность, искренность, а также обилие водных ресурсов) полосой. По ней идёт белая (чистота и мирные устремления) надпись с наименование республики на русском и якутском языках.

Над головой древнего всадника – ромбовидный орнамент, не только традиционный для северных народов, но и напоминающий кристаллы алмазов — еще одного символа Якутии. Кристаллов ровно 7, также как и народов, населяющих край: русские, якуты, эвенки, эвены, чукчи, долганы и юкагиры.

Нынешний герб – не первый в истории республики. Самый первый узаконил император Александр II еще в 1878 году. Вот как официально описывался тогда герб Якутской области Российской империи: «В серебряном щите черный орел, держащий в когтях червленого соболя Щит увенчан древнюю царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою «. (На такой алой ленте носили орден Святого Александра Невского – Прим. Ред. ).

В 1922 году у республики появился герб Якутской АССР. Он был практически идентичен своему гребу РСФСР, с той лишь разницей, что слова «ЯАССР» и «Пролетарии всех стран соединяйтесь» на нем были написаны на русском и якутском языках.

На создание нынешнего символа потребовалось 2 года. Сначала многочисленные авторы предлагали увековечить природное богатство и климатические особенности края: алмазы, уголь, лес, белого медведя, оленя, соболя, северное сияние и даже мамонта. Потом в ход пошли атрибуты фольклора, старинных обычаев и верований: древо жизни Аал Луук Мас, солярные боги, принимающие образ орла или оленя, шаманский бубен.

Но после долгих споров в декабре 1992 г. был утвержден нынешний символ, по мнению многих наиболее полно отражающий исторические и философские ценности самого большого по территории субъекта нашей Российской Федерации.

Авторский коллектив

Герб Республики Саха (Якутия) (якут. Саха Өрөспүүбүлүкэтин дьаралыга ) является государственным символом Республики Саха (Якутия) . Принят Парламентом Республики 26 декабря 1992 года . Зарегистрирован за № 182 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации .

Происхождение и описание

Другие авторы предлагали в качестве элементов герба мамонта , бобра, северного оленя, глухаря, белку, тюленя, моржа , журавля-стерха , неандертальца, но эти предложения не получили поддержки.

История

Герб Якутской области

Герб Якутской АССР

Неофициальное название герба среди населения - «шестиногий конь» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Герб Республики Саха"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Республики Саха

Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) . Дата образования – 1991 г.

Территория – Более 3103,2 тыс. кв. м. Административно-территориальные единицы: 33 района, 3 города республиканского подчинения, 7 городов районного подчинения, 65 поселков городского типа, 316 сельских советов.

Население – 1003,3 тыс. чел. 64% населения проживает в городах. 33% населения составляют якуты, 50,3% - русские, 7% - украинцы, 1,5% - татары, 1,4% - эвенки, 1% - эвены, 0,1% - юкагиры, 5,7% - другие народы.

Центр – г. ЯКУТСК . Основан в 1632 г. Население – 194 тыс. чел. Расстояние от Москвы до Якутска – 5300 км.

Герб Республики Саха (Якутия)

Описание: Герб Якутии представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем (взятое с наскальных рисунков с реки Лены) на фоне солнечного диска - щита, обрамленного традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур. Солнце серебристого цвета, всадник - темно-красного, обрамление - темно-голубого, орнамент - белого.

Центральная эмблема герба - древний всадник со знаменем. Это одна из фигур наскальных рисунков (писаниц), найденных у деревни Шишкино, выше г. Верхноленска, участниками Великой северной экспедиции Российской академии наук в 1745 году. На писаницах изображены скотоводы курумчинцы - предки якутов, вытесненные из Прибайкалья более сильными соседями. Три хвоста знамени символизируют единство племен, составляющих вместе один народ - курумчинцы. Знамя в целом подчеркивало силу и залог существования народа. Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов ограненного алмаза означают единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Дата принятия: 26.12.1992
Номер в Геральдическом регистре РФ : 182

Флаг Республики Саха (Якутия)

Описание: Флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. Соотношение ширины полос к ширине флага: голубой полосы - 3/4 ширины флага, белой полосы - 1/16, красной полосы - 1/16, зеленой полосы - 1/8 ширины флага. На середине голубой полосы расположен круг белого цвета. Диаметр круга составляет 2/5 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

Голубой цвет - символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный - не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".

Дата принятия: 14.10.1992
Номер в Геральдическом регистре РФ : 183

Гимн Республики Саха (Якутия)
(слова С.И. Тарасова, М.Е. Тимофеева, перевод В.Н. Федорова)

Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовешь,
Алмазной радугой ты горишь
И нас к победам грядущим ведешь.

Припев:
Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.

Привольно Лена наша течет,
Водой живой до края полна.
Она согласье и силу несет,
Дарует мир всем народам она.

Герб Республики Саха

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Детали
Носитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Утверждён
Первое упоминание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Нашлемник

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Корона

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Шлем

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Щит
Щитодержатели

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ордена

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Бурелет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Почва

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прочие элементы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ранние версии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Другие версии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Использование

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Номер в ГГР
Авторский коллектив
Автор герба

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Идея герба

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Руководитель
проекта

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Геральдическая
доработка

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Художник

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Компьютерный
дизайн

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Консультант

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Обоснование
символики

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Герб Республики Саха (Якутия) (якут. Саха Өрөспүүбүлүкэтин дьаралыга ) является государственным символом Республики Саха (Якутия) . Принят Парламентом Республики 26 декабря 1992 года . Зарегистрирован за № 182 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации .

Происхождение и описание

Другие авторы предлагали в качестве элементов герба мамонта , бобра, северного оленя, глухаря, белку, тюленя, моржа , журавля-стерха , неандертальца, но эти предложения не получили поддержки.

История

Герб Якутской области

Герб Якутской АССР

Неофициальное название герба среди населения - «шестиногий конь» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Герб Республики Саха"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Республики Саха

– Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
– Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
– Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
– А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.
– Это знает Владыко, милая. Только он может помочь вам.
– Но если это так, то как же он не помог до сих пор?! Мама ведь уже была там, правда? Почему же он не помог?
– Прости меня, Анна, я не могу тебе ответить. Я не ведаю...
Тут уже и я не смогла далее смолчать!
– Но ты ведь объяснял мне, Север! Что же с тех пор изменилось?..
– Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...
Анна внимательно наблюдала за мной, видимо слыша мои печальные думы, а в её добрых лучистых глазах стояло взрослое, суровое понимание.
– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Loading...Loading...